"Ну что ж… Меняю статус на не-адвокат. Коллеги решили исключить меня из своих гордых рядов. Мне их было жаль…" – написала адвокат.
Ну что ж… Меняю статус на НЕадвокат. Коллеги решили исключить меня из своих гордых рядов. Мне их было жаль… Спасибо добрым людям за поддержку! Подзащитным – стойкости. Буду скучать.
— Наталья Мацкевич (@n_matskevich) October 25, 2021
Мацкевич отстранили от выполнения профессиональных обязанностей приказом министерства юстиции Беларуси от 12 октября 2021 года в связи с тем, что в отношении нее начато дисциплинарное дело, сообщал правозащитный центр "Весна".
Мацкевич в течение длительного времени защищала общественных деятелей по громким политически мотивированным делам.
Мацкевич защищала в суде бывшего кандидата в президенты Виктора Бабарико и руководителя независимого профсоюза Геннадия Федынича, представляла интересы матери пропавшего белорусского политика Юрия Захаренко Ульяны Захаренко, является адвокатом лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич по делу координационного совета. Она также выступает адвокатом бывшего кандидата на пост президента, блогера Сергея Тихановского, суд над которым с 24 июня в Гомеле идет в закрытом режиме.
По информации Human Rights Watch, на сегодняшний день в Беларуси как минимум 27 адвокатов лишены лицензии или отстранены от работы за объективную правовую оценку нынешней волны репрессий в стране. В их числе – все четыре адвоката, защищавшие Бабарико. Их коллеги называют поводы для возбуждения дисциплинарных производств "абсурдными и смешными": например, Мацкевич "вменяется, что она как-то не так формулировала вопросы к свидетелям в судебном заседании", пишет HRW.
С августа 2020 года власти Беларуси усилили преследование адвокатов, заявляющих о нарушениях прав человека и защищающих фигурантов политически мотивированных дел. Такие адвокаты сталкиваются с помехами в работе, угрозами, произвольными задержаниями, обысками и лишением лицензий, а также сами становятся фигурантами административных и уголовных дел. Белорусская республиканская коллегия адвокатов и региональные коллегии раз за разом отказываются вставать на защиту своих коллег, сообщила Human Rights Watch.