"Даже за убийство дают меньше". Суд в Минске приговорил к 11 годам тюрьмы россиянина, озвучивавшего оппозиционные видео
Отмечается, что именно такой срок просил для него прокурор.
Дудникову вменяют ч. 3 ст. 130 (разжигание вражды или розни, совершенное группой лиц либо повлекшее тяжкие последствия) и ч. 3 ст. 361 (призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Беларуси, совершенные с использованием интернета) Уголовного кодекса Беларуси. Ему назначили почти максимально возможное наказание по этим статьям.
"Суд избрал самое строгое наказание, даже за убийство дают меньше. Мы считаем приговор несправедливым, Егор с ним не согласен и будет его обжаловать", – сказал "Русской службе BBC" адвокат Дудникова Антон Гашинский.
Известно, что Дудников озвучивал ролики для белорусской оппозиции и вел Telegram-канал "Отряды гражданской самообороны Беларуси", который власти признали террористическим.
"Суд по делу был закрытым и длился неделю, поэтому в чем конкретно обвинили Дудникова, известно только из материалов Следственного комитета и прокуратуры Беларуси, которые размещались в открытых источниках", – отметили в центре "Весна".
Согласно материалам дела, Дудников "с 19 января по 21 мая 2021 года с помощью компьютерной техники в одном из Telegram-чатов с целью нагнетания напряженности и конфликтности в обществе и государстве разместил не менее 55 озвученных им голосовых сообщений побудительного характера. Своими сообщениями обвиняемый разжигал социальную вражду и рознь по признаку профессиональной принадлежности. Формировал отрицательный образ представителей власти и неприязнь к ним", – говорилось в сообщении Генпрокуратуры Беларуси.
Дудников жил в Минске и занимался озвучиванием мультфильмов и рекламных роликов. Его задержали 4 мая, и с тех пор он находился в СИЗО КГБ Беларуси. При задержании его сильно избили – сообщение Дудникова об этом, переданное через адвоката, публиковала "Новая газета".
"Они говорили, если я не буду идти на контакт, приедут к моей девушке и мало ей не покажется... 25 мая ко мне пришли в камеру и сказали с бумагами на выход. Завели в кабинет, где дали заранее подготовленные ответы на вопросы телевизионщиков с ОНТ. Дали время выучить ответы – и 28 мая приехали люди с телеканала ОНТ и произвели запись. Просили сказать так: "Я Дудников Егор, известный как Злойбэт. Вы лохи, балаболы, я разочарован в вас и я сотрудничаю со следствием", – говорилось в сообщении.
Адвокат считает, что дело Дудникова станет "пробным камнем" перед рассмотрением более резонансного дела – россиянки Софьи Сапеги, девушки одного из авторов основного оппозиционного белорусского Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича.
Контекст:
В Беларуси 9 августа 2020 года прошли выборы президента, после которых начались массовые акции протеста несогласных с результатами голосования. По официальным данным, победу в них одержал находящийся при власти с 1994 года Александр Лукашенко, за которого проголосовало 80,1% избирателей. Второе место с 10,1% голосов заняла лидер оппозиции Светлана Тихановская. В то же время альтернативные экзит-поллы показывали противоположную картину – уверенную победу Тихановской.
Белорусские силовики жестко разгоняли митинги, используя светошумовые гранаты, резиновые пули и водометы. За время протестов сотни демонстрантов получили травмы и ранения. Власти заявляли о четырех погибших участниках митингов, оппозиция – о восьми.
23 сентября Лукашенко провел тайную церемонию инаугурации, впервые в истории Беларуси ее не анонсировали и не транслировали по телевидению. Ряд государств, в том числе США, Великобритания, Канада, Германия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Дания, Украина и Чехия, не признали инаугурацию Лукашенко.
В 2021 году массовые уличные протесты в Беларуси прекратились, но преследование людей, участвовавших в протестах, независимых СМИ и правозащитных организаций продолжилось.
В начале июля КГБ страны объявил операцию по зачистке от "радикалов". Обыски прошли у десятка правозащитных организаций (среди них центр "Весна"), которые помогали пострадавшим от преследования властей за участие в митингах. Силовики массово проводили обыски и задерживали журналистов оппозиционных изданий, минюст через суд заблокировал деятельность ряда СМИ и правозащитных организаций.
По состоянию на 27 декабря в Беларуси признаны политическими заключенными 954 человека.