Глава НАПК Новиков: Угроза признания ВАКС неконституционным очень высока
Глава Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) Александр Новиков считает, что Конституционный Суд может признать неконституционными законы о Высшем антикоррупционном суде, о Большой палате Верховного Суда и об институте специальной конфискации. Об этом он сказал 19 марта на Международном уголовно-правовом форуме в Киеве, который транслировался в Facebook.
"С точки зрения антикоррупционной политики и тех рисков, которые несет деятельность Конституционного Суда, самой большой угрозой является как раз признание неконституционной деятельности Высшего антикоррупционного суда. Национальное агентство оценивает эту угрозу как очень высокую", – заявил Новиков.
Он отметил, что возобновление полномочий НАПК после резонансных решений Конституционного Суда не останавливает дальнейшие негативные процессы по отношению к антикоррупционной структуре в стране.
"Рассматриваем основной целью антикоррупционной политики на ближайшее время то, чтобы точка в конституционности существования ВАКС была поставлена", – подчеркнул Новиков.
Глава НАПК обратил внимание на то, что другие суды не смогут рассматривать дела, подсудные ВАКС, в частности из-за загруженности работой и нехватки кадров.
Новиков также подчеркнул, что угрозами антикоррупционной политики являются производства о конституционности Большой палаты Верховного Суда и о соответствии Основному закону института спецконфискации.
Конституционный Суд Украины 27 октября 2020 года отменил часть положений антикоррупционных законов и указал, что установление уголовной ответственности за декларирование заведомо недостоверных данных, а также умышленную неподачу деклараций является чрезмерным наказанием за совершение таких правонарушений.
После решения КСУ в Украине начался конституционный кризис. Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции в связи с решением КСУ 28 октября закрыло доступ к реестру электронных деклараций и прекратило их проверку, хранение и обнародование. Глава агентства Александр Новиков назвал решение КСУ "сокрушительным поражением антикоррупционной реформы".
Председатель КСУ Александр Тупицкий сказал, что НАПК специально "разогнало ситуацию", судья КСУ Игорь Слиденко заявил, что решение суда не предусматривало необходимости закрывать реестр.
29 октября после заседания СНБО во исполнение распоряжения Кабмина НАПК открыло доступ к реестру электронных деклараций.
В тот же день президент Украины Владимир Зеленский зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №4288, которым предлагается признать неправомерным решение КСУ, лишить полномочий весь состав суда и назначить новый, а также обеспечить непрерывность действия антикоррупционного законодательства. Тупицкий заявил, что этот проект закона имеет признаки конституционного переворота и противоречит Конституции.
Представители Совета Европы 31 октября раскритиковали законопроект Зеленского. В ответ НАПК заявило, что Конституционный Суд по крайней мере дважды нарушил Конституцию Украины. 9 декабря Зеленский призвал Раду не рассматривать его законопроект до решения Венецианской комиссии.
Верховная Рада 4 декабря приняла законопроект №4460-д, который вводит наказания за недостоверное декларирование в виде штрафов и ограничения свободы, но не предусматривает лишения свободы, как было раньше. Он предполагает как административную, так и уголовную ответственность. 24 декабря Зеленский подписал закон.
15 декабря Верховная Рада приняла закон, который восстанавливает полномочия НАПК. 25 декабря Зеленский его подписал. Как заявила глава антикоррупционного комитета парламента, нардеп от "Слуги народа" Анастасия Радина, документ соответствует недавно обнародованному выводу Венецианской комиссии. Он восстанавливает те полномочия НАПК, в отношении которых КСУ не привел правовой позиции по поводу их неконституционности. Также Рада приняла другой закон, который устанавливает особенности составления протокола об административных правонарушениях в отношении судей.
30 декабря законы, которые частично восстанавливают полномочия НАПК, вступили в силу.
Позднее в НАПК составили протоколы о конфликте интересов при принятии решения КСУ относительно судей Конституционного Суда Слиденко, Владимира Мойсака, Ирины Завгородней, а также главы КСУ Тупицкого.