$38.97 €42.44
menu closed
menu open
weather +3 Киев

Амнистия, обмен пленными и “особый статус” Донбасса. Что Зеленский, Путин, Меркель и Макрон будут обсуждать на саммите “Нормандской четверки” G

Амнистия, обмен пленными и “особый статус” Донбасса. Что Зеленский, Путин, Меркель и Макрон будут обсуждать на саммите “Нормандской четверки” Владимир Зеленский рассчитывает на “нормальный результат” саммита в нормандском формате
Фото: president.gov.ua

9 декабря в Париже должна состояться первая за три года встреча “Нормандской четверки”. “ГОРДОН” напоминает, когда появился нормандский формат, какие условия выполнила Украина, чтобы эта встреча состоялась, какие вопросы будут обсуждать лидеры Украины, Германии, Франции и России, а также каких результатов ждать от саммита.

Появление нормандского формата

Первая встреча лидеров Франции, Германии, Украины и России (Франсуа Олланда, Ангелы Меркель, Петра Порошенко и Владимира Путина), положившая начало нормандскому формату урегулирования конфликта на Донбассе, состоялась по инициативе Олланда 6 июня 2014 года, в день 70-летия высадки союзных войск в Европе в ходе Второй мировой войны. Встреча проходила во французской коммуне Бенувиль, в Нормандии – отсюда и название формата.

“Нормандская четверка” на высшем уровне собиралась четыре раза: в октябре 2014 года в Милане (обсуждался закон об “особом статусе” Донбасса), в феврале 2015-го в Минске (был разработан и подписан Комплекс мер по реализации Минских соглашений), в октябре 2015-го в Париже (было принято решение об отведении вооружений калибром менее 100 мм от линии соприкосновения) и октябре 2016-го в Берлине (согласовано разведение сил и средств на трех участках фронта: в Станице Луганской, Золотом и Петровском). 

С 2016 года “Нормандская четверка” вела переговоры только в телефонном режиме.

С 2014 года “Нормандская четверка” провела четыре встречи. Франсуа Олланда (второй слева) и Петра Порошенко на декабрьском саммите заменят Эммануэль Макрон и Владимир Зеленский. Фото: EPA С 2014 года “Нормандская четверка” провела четыре встречи. Франсуа Олланда (второй справа) и Петра Порошенко на декабрьском, пятом, саммите заменят Эммануэль Макрон и Владимир Зеленский. Фото: EPA

Реанимация нормандского формата

Весной 2019-го, после победы Владимира Зеленского на выборах президента Украины, Киев неоднократно заявлял о намерении возобновить переговоры об урегулировании конфликта на Донбассе в нормандском формате.

Так, 3 мая тогдашний советник Зеленского, который впоследствии стал секретарем СНБО Украины, Александр Данилюк назвал активизацию нормандского формата “ключевым приоритетом” для нового главы государства. “Для нас важно не скорое проведение встречи, а наполнение ее смыслом. Это важный шаг. Избиратели ожидают, чтобы мы по чуть-чуть начали решать вопрос войны на востоке Украины", – говорил он. 

К середине лета Киев и Москва сформулировали встречные условия для проведения встречи “Нормандской четверки”. Кремль требовал завершить разведение сил на трех участках фронта, о котором “четверка” договорилась еще в 2016 году, и официально утвердить так называемую формулу Штайнмайера о проведении выборов на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.

"Формула Штайнмайера". Почему ее снова обсуждают, в чем суть и кому она выгодна

Владимир Зеленский условиями для встречи в нормандском формате называл “освобождение наших пленных, возвращение украинских моряков, обязательное прекращение огня и разведение войск”. 

Подготовка к пятому саммиту

К началу ноября большинство предварительных условий были выполнены и Россией, и Украиной:

  • 2 сентября политические советники согласовали текст “формулы Штайнмайера”, и 1 октября подпись под этим документом поставил представитель Украины в трехсторонней контактной группе, второй президент Леонид Кучма. Документ предполагает, что так называемый закон об особом статусе Донбасса временно начнет действовать в день проведения выборов в оккупированных районах и окончательно вступит в силу только после заключения ОБСЕ, что выборы соответствовали украинскому законодательству и международным стандартам;
     
  • 7 сентября Украина и Россия провели обмен удерживаемыми лицами по формуле “35 на 35”. В Украину вернулись 24 члена экипажей захваченных возле Керченского пролива кораблей Военно-морских сил Украины, а также Олег Сенцов, Александр Кольченко, Владимир Балух, Роман Сущенко, Николай Карпюк, Станислав Клих, Павел Гриб, Евгений Панов, Артур Панов, Эдем Бекиров и Алексей Сизонович. Киев передал России подозреваемых в государственной измене, сепаратизме и терроризме, в частности возможного свидетеля в деле о крушении рейса MH17 Владимира Цемаха и главреда “РИА Новости Украина” Кирилла Вышинского. 18 ноября российские власти вернули Украине и захваченные катера “Бердянск”, “Никополь” и буксир “Яны Капу”, оставив себе розетки, плафоны и унитазы;
     
  • с июня по ноябрь продолжалось разведение сил и средств на трех участках: в Станице Луганской (завершилось 30 июня), в Золотом (завершилось 1 ноября) и Петровском (завершилось 11 ноября).

27 ноября спикер Кучмы Дарка Олифер заявила, что Украина выполнила все обязательства для проведения встречи в нормандском формате. Незадолго до этого стороны согласовали дату и место проведения этой встречи: 9 декабря в Париже.

Что будет обсуждать “Нормандская четверка”?

Согласованная повестка дня предстоящих переговоров встречи не публиковалась – о предполагаемых темах для обсуждения можно судить только по заявлениям украинских и российских политиков. На основании их выступлений с апреля по декабрь 2019 года “ГОРДОН” составил приблизительную повестку встречи “Нормандской четверки”.

Итак, Украина собирается договориться:

  • об обмене удерживаемыми лицами по формуле “всех на всех”;
     
  • о разведении сил и средств по всей линии соприкосновения на Донбассе;
     
  • о “формуле Штайнмайера”, то есть проведении местных выборов на оккупированных территориях и сроках вывода “всех войск” с Донбасса до проведения голосования;
     
  • о содержании нового закона “Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей” (так называемый закон “об особом статусе” Донбасса);
     
  • об амнистии для сепаратистов;
     
  • о миротворческой миссии на границе Украины и России.

Кроме того, президент Владимир Зеленский говорил, что в Париже намерен:

  • обсудить все пункты Минских соглашений (в частности, порядок их выполнения);
     
  • поднять вопрос о заключении нового контракта на транзит российского газа в Европу через территорию Украины (в Кремле не исключают, что этот вопрос может обсуждаться на личной встрече Путина и Зеленского, которая, возможно, состоится в Париже);
     
  • попытаться поставить на обсуждение вопрос возвращения Крыма (пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков категорически отверг такую возможность).

Россия, как и прежде, настаивает, что не является стороной конфликта на Донбассе, а потому ее требования, по сути, сводятся к одному: проведению прямых переговоров между украинскими властями и лидерами боевиков. Так, глава МИД России Сергей Лавров заявил 27 ноября, что Россия не является стороной Минских договоренностей и поэтому не может их “самостоятельно выполнить”. Выполнением Минских соглашений, по его мнению, должна заниматься Украина.

Последняя страница Комплекса мер по реализации Минских соглашений, подписанного в феврале 2015 года в Минске. Под документом стоит подпись участники трехсторонней контактной группы от России Михаила Зурабова. Скриншот: osce.org Последняя страница Комплекса мер по реализации Минских соглашений, подписанного в феврале 2015 года в Минске. Под документом стоит подпись участника трехсторонней контактной группы от России Михаила Зурабова. Скриншот: osce.org

Спикер украинского парламента Дмитрий Разумков подчеркивал, что вести переговоры с боевиками бессмысленно, так как они “полностью управляются Кремлем”.

Чего ждать от саммита?

Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко в интервью “BBC News Україна”, которое было опубликовано 14 ноября, заявлял, что по итогам встречи должно быть принято короткое коммюнике (его примерный текст уже подготовлен и согласован).

“Если нам удастся массовый обмен до встречи – там будет записано, что лидеры приветствуют обмен и уполномочивают свои органы завершить обмен “всех на всех”. Там также будет записано, что стороны требуют открыть доступ к территориям так называемых “ЛДНР” для гуманитарных международных организаций, таких как Красный Крест”, – говорил он.

В интервью “РБК-Украина” 18 ноября министр отмечал, что в коммюнике могут внести правки, “если в ходе разговора лидеров будет достигнут какой-то прорыв”. “Например, все четыре лидера придут к тому, что надо заканчивать с войной и есть три-четыре шага, которые надо сделать. Это идеальный сценарий, но сейчас наши ожидания основаны на минимально возможном варианте”, – сказал Пристайко.

Президент Владимир Зеленский ждет от переговоров “нормальный результат”.

“Ожидаю, что европейские страны будут поддерживать украинскую позицию… Также ожидаю, что [следующие] встречи нормандского формата будут не через три года, а очень часто, пока мы не решим все вопросы, связанные с возвращением наших территорий и прекращением войны”, – сказал глава государства.

Леонид Кучма в комментарии агентству Associated Press выразил опасение, что лидеры Франции и Германии “будут подталкивать Украину к компромиссу с Россией”. При этом Вадим Пристайко заверил, что украинская сторона “не собирается сдавать территории и сообщила россиянам о своих красных линиях”.

Кучма считает, что западные лидеры будут подталкивать Зеленского к компромиссам с Россией. Фото: EPA Кучма считает, что западные лидеры будут подталкивать Зеленского к компромиссам с Россией. Фото: EPA

“Мы не позволим, чтобы Россия зафиксировала свое господство на частях украинской территории, например, как это произошло в Молдове с Приднестровьем. Мы хотим вернуть наших граждан. И если это невозможно, нам нужно будет прибегнуть к другим средствам, о которых сейчас говорить еще рано”, – заявлял Пристайко.

О недопустимости замораживания конфликта говорил и президент Зеленский: “Я бы очень не хотел, чтобы у нас было Приднестровье или Абхазия. Я очень этого не хочу, но не могу гарантировать на 100%, что этого не произойдет”. Если переговоры в Париже провалятся, Украина воспользуется планом Б, подчеркнул Зеленский. В чем заключается этот план, президент Украины не уточнил.