Истребители, которые могут полностью изменить ситуацию на фронте. Что нужно знать об F-16, которые скоро получит Украина
Как пришло решение по передаче F-16?
Дискуссия относительно предоставления Украине западных многоцелевых истребителей ведется практически с начала полномасштабной войны (детально "ГОРДОН" описывал ее в начале апреля). О том, что вопрос передачи Украине боевых самолетов "сдвинулся с мертвой точки", министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявлял в конце января 2023 года. В течение нескольких месяцев после этого его заявления Украина получила от Польши и Словакии истребители МиГ-29 советского образца, но не западные F-16.
Президент США Джо Байден говорил в феврале, что F-16 Украине "пока не нужны", ведь, по мнению американских военных, в приоритете – поставка ВСУ танков, артиллерии, средств ПВО, реактивных систем залпового огня.
В мае союзники сделали ряд заявлений в поддержку создания авиационной коалиции. Так, 9 мая премьер-министр страны Марк Рютте заявил, что его правительство допускает возможность передачи Украине истребителей F-16, потом 13–15 мая президент Украины Владимир Зеленский посетил Рим, Берлин, Париж и Лондон, по итогам поездки заявил, что три страны – Великобритания, Франция и Нидерланды – поддерживают создание авиационной коалиции.
Правительство Великобритании и президент Франции Эммануэль Макрон объявили, что их страны будут учить украинских пилотов летать на западных истребителях, о готовности к обучению украинских летчиков объявили также Бельгия, Португалия, Дания. По словам премьер-министра Великобритании Риши Сунака, Лондон станет ключевым партнером Украины в этой коалиции.
Решение о передаче Украине этих истребителей зависит от США, заявили 17 мая министры обороны Великобритании и Германии Бен Уоллес и Борис Писториус (Британия и ФРГ, по их словам, не будут поставлять Украине эти самолеты, так как на вооружении у королевских военно-воздушных сил нет F-16, а у бундесвера нет "ни возможностей, ни компетенции").
О решении, которое дало "зеленый свет" предоставлению Украине F-16, Байден объявил 19 мая на саммите G7. Он сказал лидерам стран группы в Хиросиме, что США поддержат совместные усилия с союзниками и партнерами по обучению украинских пилотов на самолетах четвертого поколения, включая F-16.
На следующий день советник Байдена по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан рассказал, что в последующие месяцы США и союзники обсудят, "как осуществить фактическое предоставление самолетов" Украине. По его словам, Украина получит самолеты с условием не применять их для атак по территории России (на таком же условии, в частности, Вооруженные силы Украины получили от Великобритании дальнобойные ракеты Storm Shadow).
Вашингтон сменил позицию, которой придерживался более года, благодаря давлению госсекретаря США Энтони Блинкена, пишет The Washington Post. По информации газеты, именно глава Госдепа, который имеет украинские корни, был лоббистом вопроса – издание назвало Блинкена главной силой в администрации Байдена, добивавшейся разрешения союзникам передать самолеты. По данным собеседников СМИ, он также много работал с различными странами НАТО, чтобы продвигать эту политику. Аналогичную роль Блинкен сыграл и в вопросе передачи Украине западных современных танков, добавило издание.
Какие страны могут передать Киеву истребители и сколько их нужно?
Пока неясно. Байден еще не решил, будут ли США предоставлять Украине F-16, говорил 21 мая Салливан. В Министерстве обороны Украины предполагают, что первой страной, которая сделает этот шаг, будут Нидерланды (государство недавно расторгло сделку по продаже F-16 частной американской компании). Кроме того, возможность предоставления Украине F-16 не исключали в правительстве Дании.
Украинский военный эксперт, полковник запаса Роман Свитан, который был летчиком-инструктором истребительной авиации, в интервью основателю издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону рассказал на прошлой неделе, что Украине необходимо как минимум 40 истребителей, чтобы сформировать бригаду из F-16.
"Минимум – бригада. Бригада – это три эскадрильи, 40 самолетов. А полностью для номинала, для того, чтобы выполнять все боевые задачи, – 200. Это пять бригад. Для того, чтобы выполнить все задачи, включая закрытие неба Украины и дальнейшие задачи по удерживанию уже паритета в воздухе в том числе", – отметил он.
По словам Свитана, на вооружении страны-агрессора сейчас около 500 самолетов такого уровня, но 200–300 истребителей F-16 может быть достаточно, чтобы противодействовать воздушному флоту оккупантов: "новые модификации F-16 – они на голову выше модификации тех же Су-35".
Что нужно знать об F-16
F-16 – многоцелевой боевой самолет, самый массовый четвертого поколения в мире. Как пишет созданный при украинском оборонном ведомстве Military Media Centre, всего было произведено около 4,6 тыс. таких самолетов. Согласно данным на сайте производителя, сегодня эксплуатируется более 3 тыс. F-16, они есть на вооружении 25 стран и новейшая версия самолета, Block 70/72, "обладает беспрецедентными возможностями".
Массовость модели предполагает развитую инфраструктуру, которая пригодится при обслуживании и поддержке боевых способностей самолета, тогда как дефицит деталей для советских платформ "по понятным причинам будет нарастать", отметил Military Media Centre.
Прямое назначение F-16 – ведение воздушного боя, но также самолет может выполнять функции тактического бомбардировщика, быть частью системы противовоздушной обороны и даже специализированного самолета радиоэлектронной борьбы.
Таким образом, F-16 объединяет в себе функционал всех главных советских платформ, которые сегодня используют Воздушные силы ВСУ, объясняет Military Media Centre.
Cамолет способен нести:
- ракеты класса "воздух – воздух" AIM-7 и AIM-120 AMRAAM и ракеты класса "воздух – земля" AGM-65 Maverick;
- противокорабельные ракеты Harpoon и противорадиолокационные ракеты HARM, которые уже успешно применялись в Украине;
- крылатые ракеты AGM-158 JASSM.
Lockheed Martin называет свой истребитель одним их самых универсальных.
Кроме того, его радар "видит" на расстоянии около 200 км, тогда как имеющиеся на вооружении ВС ВСУ МиГ-29 могут выявлять цели на расстоянии 60 км.
Как появление F-16 в украинском небе повлияет на ситуацию на фронте?
Передача двух-трех эскадрилий F-16 существенно повлияет на ход боевых действий, "это бы полностью изменило ситуацию на фронте", сообщали в Министерстве обороны Украины hromadske.
Канал CNN назвал эти истребители Game Changing – вооружением – меняющим правила игры. К такому оружию относят также дальнобойные ракеты.
По словам Свитана, эти самолеты на порядок уменьшат потери сил обороны Украины, в том числе при наступлении.
"Самолеты F-16 хотя бы в минимальном достаточном количестве, в количестве одной бригады уменьшат наши потери в 10 раз при наступлении. Что делают самолеты? Бригада – три эскадрильи. Одна эскадрилья заходит на поле боя перед прорывом, перед тем, как наземные войска пойдут, уничтожает ракетами HARM всю ПВО противника, тушит полностью: то есть или уничтожает, или полностью выключает. После этого вторая эскадрилья тех же F16 только с авиабомбами (а бомбы по 500 кг, то есть не такие и маленькие), с управляемыми ракетами, плюс наши Су-24, бомбардировщики Су-25, штурмовики – все это заходит и перемолачивает с нашим черноземом с супесью российские войска. Как бы они там ни были закопаны, что бы они там ни заминировали, что бы ни сделали, после того как, отрабатывают бомбардировщики, – это называется "выжженная земля", "перепаханное поле" – там просто ничего уже не остается", – рассказал он.
По словам Свитана, те, кто выживает после таких бомбардировок, получают сильные контузии: "после взрыва рядом 500-килограмовых авиабомб – это на голову удар такой, что где-то неделю человек вообще соображать не будет, где он находится".
"То, что делает авиация при бомбовом ударе, – это ни с чем сравнить нельзя, это не ракетные атаки, это не залпы РСЗО, это вообще рядом не стояло. То есть перемолотили все, а вот после этого туда начинают двигаться наши бронетехника, наши мотопехотные части, в основном все на броне. Это танки и бронемашины, в которых находятся там по отделению военнослужащих (в зависимости от задач). Вот для них уже там работы – образно скажу: едешь и щелбанами всех добиваешь. Это уже приятное занятие. И вот после авиации идет заход уже техники и при таком заходе в 10 раз меньше потерь наших солдат, техники и вообще общих потерь", – описал он.
Кроме того, как рассказывал 20 мая в эфире "Еспресо" спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат, эффективность применения ракет HARM и управляемых авиабомб JDAM вырастет в разы с этим истребителем. По его словам, в первую очередь F-16 нужны Украине для противовоздушной обороны.
"Нам нужен F-16, чтобы он стал частью ПВО. Он и есть частью ПВО: есть зенитно-ракетное прикрытие снизу, а есть истребительное прикрытие сверху. Можно работать по воздушным целям как снизу, так и сверху. То есть там, где нет ПВО, будет работать истребитель. Советские "МиГи" и "Сушки" не способны эффективно и качественно отрабатывать по дронам-камикадзе, таким как Shahed, а также против крылатых ракет. F-16 в сегодняшних модификациях создан именно для этого, – отмечал он. – Я вам скажу больше: когда будут F-16, мы выиграем эту войну. Если они наконец придут в Украину, если они станут на боевое дежурство в разных регионах на наших оперативных аэродромах".
Долго ждать появления истребителей в Украине?
Министерство обороны Украины рассчитывает, что первые F-16 появятся в украинском небе в сентябре-октябре этого года, об этом советник главы Минобороны Юрий Сак говорил The Washington Post 19 мая. Об этом же пресс-служба ведомства писала в Twitter.
Для начала полетов украинские военные летчики должны пройти обучение на F-16. По оценкам Пентагона, на это необходимо четыре месяца, Свитан в беседе с Гордоном высказал уверенность, что достаточно даже трех.
По информации Свитана, в США уже находится как минимум эскадрилья украинских пилотов. "Они же не просто так там", – отметил военный эксперт. Кроме того, он говорит, что в ближайшее время среди украинских пилотов будет подобран летный состав для переучивания.
"Это состав, у которого есть допуски для выполнения боевых задач, и они их выполняют на других бортах, на наших МиГ-29, Су-27, Л-39. Допуски у них есть, им надо только совершить два полета контрольные, тренировочные после сдачи зачетов и определенного налета на, допустим, том же F16, – добавил Свитан. – Те летчики, которые полетали… ну довелось полетать на F-16 летному составу, нашему в том числе, они говорят, что "ну не колымага, но примерно тот же МиГ-21". Это 70-х годов [самолеты], они ж одинаковые. МиГ-21, конечно, третьего поколения, но это как раз ровесники, F-16 и МиГ-21 – это два самолета с одним двигателем, примерно соотношение тяг одинаковое, управление только чуть разное: у F-16 – джойстик, а у наших самолетов – ручка управления самолетом, так называемая РУС".
По словам эксперта, у самолетов "чуть разное" управление и украинским пилотам нужно это "просто поймать".
"Ловится [это] быстро, вот переучиться в обратную сторону – с джойстика на РУС – сложно, а вот с РУС переучиться на джойстик очень просто, потому что летчик, как это ни странно (все летные составы знают), чувствует самолет задницей", – добавил Свитан.
Он пояснил, что положение самолета летчик определяет, не только используя приборы, но и с помощью тактильных ощущений, поэтому, по словам Свитана, "все равно, на каком истребителе летаешь, – перегрузки примерно такие же".
22 мая верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель рассказал, что обучение пилотов из Украины на истребителях F-16 уже началось "во многих странах", в частности, в Польше.
Игнат это отрицает.
"Еще продолжается процесс подготовки людей к тому, чтобы начать это обучение. Есть передовые группы, которые выехали в страны Европы, в страны, которые могут предоставить нам площадки для учений. Изучается, как будет проходить этот процесс. Самих пилотов еще нет, – сказал он в эфире телемарафона 23 мая. – Все ожидают… В течение уже длительного времени мне приходилось, к сожалению, опровергать каждый раз, что "пилоты учатся в США… в Европе"... Раз в месяц появляются такие новости, и приходится ставить точки над "і". Потому что не нужно давать какую-то лишнюю надежду".