Историк Зубов: Кремль загнал всех нас в тупик – и казахов, и русских. И хорошего выхода из этой ситуации для России нет
Из ситуации, которая сложилась в Казахстане, для России нет приемлемого выхода. Такое мнение на своей странице в Facebook выразил российский историк, оппозиционер Андрей Зубов.
"Мои друзья среди мирных демонстрантов рассказывают, как дюжие казахские парни в пуховиках, быстро оттеснив их в сторону, забросали "коктейлями Молотова" здание Алматинского градоначальства. А Комитет национальной безопасности сам позволил им быстро вооружиться и передал технику. Когда [президент Казахстана Касым-Жомарт] Токаев понял, что все силовики или затаились, или выступили против него, он, отбросив на радость [президенту РФ Владимиру] Путину свои хитроумные планы стать новым Ли Куан Ю (первым премьер-министром Сингапура. – "ГОРДОН"), пошел на поклон в Кремль. И Кремль, на свою голову, ответил на этот поклон посылкой войск. Теперь в казахов будут стрелять русские. И это возмутит всех – и просвещенных западников, и культурных казахских патриотов, и самых темных исламских фундаменталистов", – подчеркнул историк.
Он считает, что у властей РФ остается только один вариант – полное изменение курса своей внешней политики.
"Дай Бог, если я ошибусь, но фундаменталистам отступать теперь некуда, и в горах Алатау начнется партизанская война, которой будет сочувствовать все почти население Казахстана, да и всей Средней Азии. Поскольку эту войну все будут считать не гражданской (что еще полбеды), а колониальной и, что еще страшнее, межрелигиозной. Из этой ситуации для России хорошего выхода тактически нет. Он есть только стратегически – в полном изменении внешнеполитического и внутреннего курса. Своей борьбой с НАТО, своим целованием [советского диктатора Иосифа] Сталина, своей дружбой с Китаем, Ираном, да и с талибами, Кремль загнал всех нас в тупик – и казахов, и русских", – резюмировал Зубов.
Контекст:
Митинги в Казахстане начались 2 января, когда сотни жителей Жанаозена, нефтяного города в Мангистауской области, вышли к зданию акимата с протестом против повышения цен на автомобильный газ. В дальнейшем протесты начались и в других городах, в том числе Уральске, Атырау, Актобе, Алматы, Нур-Султане. К 4 января общая численность протестующих достигла примерно 10 тыс. человек.
4 января протесты переросли в беспорядки и стычки митингующих с правоохранителями. В Алматы силовики начали применять светошумовые гранаты. Были задержаны сотни протестующих.
5 января Токаев отправил правительство в отставку. Также он поручил антимонопольному органу ввести на 180 дней государственное регулирование цен на сжиженный газ, бензин и дизельное топливо.
Несмотря на это, протесты в стране продолжаются. В Алматы протестующие ворвались в мэрию, после чего там начался пожар. Сообщалось также о захвате аэропорта в городе. Позже власти объявили о его освобождении от протестующих.
5 января на всей территории Казахстана был введен режим чрезвычайного положения. В стране на фоне акций протеста отключали интернет.
Вечером 5 января Токаев заявил о "террористической угрозе" в Казахстане и попросил помощи у стран Организации Договора о коллективной безопасности, куда, кроме Казахстана, входят Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
В тот же день на заседании совета коллективной безопасности ОДКБ было принято решение направить в Казахстан миротворческие силы. Они уже "приступили к выполнению задач" в этой стране. Всего от ОДКБ в Казахстан будут отправлены 2,5 тыс. военных из стран организации, заявил ее генсек Станислав Зась.
Вечером 6 января казахстанские силовики заявили, что освободили центр Алматы от протестующих, СМИ сообщали, что по людям, стоявшим на площади, открыли огонь, были убитые и раненые. 7 января государственный телеканал "Хабар 24" со ссылкой на МВД Казахстана сообщил, что в результате спецопераций силовиков 6–7 января были убиты 26 митингующих, еще 18 получили ранения.
В министерстве внутренних дел Казахстана 6 января заявили, что в ходе протестов были убиты 18 силовиков, также пострадали 748 сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих Нацгвардии.
Токаев 7 января заявил, что разрешил силовикам без предупреждения стрелять на поражение по протестующим.