"Войска введены для того, чтобы подавить существующие протестные настроения в стране. Конечно, никаких террористов у нас нет. [Президент Казахстана Касым-Жомарт] Токаев заявил, что Алматы атаковало 200 тыс. вооруженных террористов (Токаев заявлял о 20 тыс. "террористов", а позже удалил свои заявления в Twitter. – "ГОРДОН"), было шесть волн террористических атак. Это полный бред", – сказала она.
Джардемали отметила, что зачистка протестующих в Алматы может вестись российскими войсками.
"Войска союзников – Таджикистана, Кыргызстана, Армении – это просто фиговые листочки на интервенции, осуществляемой Путиным. Поэтому нужно говорить не о миротворческой операции, а об интервенции именно войск Путина. Протесты настоящие, они идут изнутри, от нации", – заявила оппозиционерка.
Она выразила уверенность в том, что в Казахстане начнутся репрессии.
"Но когда пройдет первый страх, запугать людей будет уже невозможно. Будет сильная реакция изнутри страны, от гражданского общества, и будет сопротивление, которое будет только нарастать", – считает Джардемали.
Бота Джардемали – сестра казахстанского бизнесмена Искандера Еримбетова, он находится под следствием в Казахстане по делу об отмывании денег. Обвинения в адрес брата Джардемали называла сфабрикованными, сообщало в январе 2018 года "Радио Азаттык".
Преследование бизнесмена связывают с попыткой казахстанских властей вернуть из-за границы Джардемали, которая работала юристом у бывшего банкира Мухтара Аблязова, лидера движения "Демократический выбор Казахстана". Джардемали живет в Брюсселе, у нее статус политического беженца.
Контекст
Митинги в Казахстане начались 2 января, когда сотни жителей Жанаозена, нефтяного города в Мангистауской области, вышли к зданию акимата с протестом против повышения цен на автомобильный газ. В дальнейшем протесты начались и в других городах, в том числе Уральске, Атырау, Актобе, Алматы, столице Нур-Султане.
4 января протесты переросли в беспорядки и стычки митингующих с правоохранителями. В Алматы протестующие ворвались в мэрию, после чего там начался пожар. Сообщалось также о захвате аэропорта в городе. Позже власти объявили о его освобождении от протестующих.
5 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отправил правительство в отставку. Также он поручил антимонопольному органу ввести на 180 дней государственное регулирование цен на сжиженный газ, бензин и дизельное топливо и сместил первого президента страны Нурсултана Назарбаева с должности председателя Совета безопасности Казахстана. Несмотря на это, протесты в стране продолжились.
5 января на всей территории Казахстана был введен режим чрезвычайного положения. В стране на фоне акций протеста отключали интернет.
Вечером 5 января Токаев заявил о "террористической угрозе" в Казахстане и попросил помощи у стран ОДКБ. В организацию входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В тот же день на заседании совета коллективной безопасности ОДКБ было принято решение направить в Казахстан миротворческие силы. Они уже "приступили к выполнению задач" в этой стране. Всего от ОДКБ в Казахстан будут отправлены 2,5 тыс. военных из стран – членов организации, заявил ее генсек Станислав Зась.
Вечером 6 января казахстанские силовики заявили, что освободили центр Алматы от протестующих, СМИ сообщали, что по людям, стоявшим на площади, открыли огонь, были убитые и раненые.
Токаев 7 января заявил, что разрешил силовикам без предупреждения стрелять на поражение по протестующим.
Утром 9 января в МВД Казахстана заявили, что "во всех регионах страны ситуация стабилизирована", власти восстановили контроль над зданиями региональных администраций. Число задержанных, по официальным данным, превысило 5 тыс. человек.
По состоянию на 9 января МВД Казахстана сообщило, что среди правоохранителей погибли 16 человек, пострадали более 1300. Официальные данные о жертвах среди протестующих – было убито 26 человек, и пострадавших – более 1 тыс. человек – не обновлялись с 6 января.